Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Македонская Церковь канонизировала новых святых

23.04.2024 Священный Архиерейский Синод Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) на заседании 11 апреля 2024 года постановил включить в диптих святых преподобномученицу Стефаниду Битольскую, а также брата и сестру Спаса и Спасу Вишенских. Об этом сообщает Liturgija.mk.

Согласно преданию, святые Спас и Спаса жили во время османского ига на Балканах. Они были сиротами, скрывались от турок в труднодоступных местах. Святая Спаса провела свою подвижническую жизнь и почила в пещерной церкви в Вишно. Однажды святая явилась прикованной к постели женщине по имени Мария, христианке из Белицы, и попросила «найти и собрать ее кости». После второго явления святой Мария смогла подняться с постели и вместе с братом отправилась на поиски мощей. Когда она собирала найденные мощи, чтобы отнести их в сельскую церковь, почувствовала необыкновенную радость и легкость в теле, и выздоровела окончательно.

Святая Стефанида Скадарская, Дечанская и Битольская (в миру – Стевка Джурдевич, 1887-1945) – великая подвижница, которая давно почитается верующими в Сербии и Северной Македонии. В македонском монастыре св. Христофора в селе Крстоар (Битола) мощи преподобной в течение многих лет выставляются для поклонения по большим праздникам.

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович, +2020 г.) долгие годы собирал свидетельства о подвижнической жизни монахини Стефаниды после того, как, еще будучи студентом богословия, в 1963 году в монастыре Дечаны обнаружил ее молитвенно-исповедальные письма.

Родилась святая Стефанида недалеко от Скадара, на территории современной Албании, в благочестивой крестьянской семье. По данным, собранным митрополитом Амфилохием, Стевка не ходила в школу, грамоте научилась дома, читала Священное Писание и духовную литературу.

В семь лет девочка внезапно стала слишком серьезной для своего возраста, замолчала, перестала играть с другими детьми. Обеспокоенные родители отвезли ее в черногорский Острожский монастырь, и для юной Стевки не было большей радости, чем часами уединенно молиться там у мощей святителей.

К концу Первой мировой войны Стевке было уже 30 лет, она была хороша собой, но о замужестве даже слышать не хотела. Жила в специальном доме, построенном для нее родственниками, молилась, читала Евангелие, выращивала цветы, общалась только с детьми, которых очень любила и которые любили ее.

В 1930-х годах православные сербы во главе с епископом Скадарским Виктором (Михайловичем) массово покидали Албанию: среди эмигрантов оказались и родные Стевки. Вслед за ними она перебралась в Косово и Метохию, в город Дреновац, и там продолжила свою монашескую жизнь в миру – одевалась во все черное, строго постилась, спала на голой доске, стремилась как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.

В монастыре Высокие Дечаны Стевка познакомилась с епископом Николаем (Велимировичем). Последние четыре года жизни (это было время Второй мировой войны) провела в македонском Битоле, при детском доме, созданном владыкой Николаем, где монахини опекали сирот. В Битоле Стевка приняла монашеский постриг.

В последнем письме к родным, вернувшимся в Скадар, подвижница прощалась с ними, сообщала, что дни ее сочтены и она идет к Тому, Кому посвятила всю свою жизнь, «ум и сердце, душу и тело, вздох и вопль, страдание и боль». Известно, что незадолго до окончания войны монахиню Стефаниду жестоко избили немецкие солдаты. Возможно, это избиение и стало причиной относительно ранней (58 лет) кончины. Похоронена подвижница в монастыре святого Христофора.

Редакция текста от: 23.04.2024 18:38:24